Совсем недавно Ивана Тихона избрали заместителем председателя областной структуры БФСО «Динамо». Тем не менее он не прекращает ни собственные тренировки, ни занятия с подрастающим поколением – атлет тренирует группу девочек. Зная характер Ивана и его желание все делать только хорошо и доводить начатое до конца, просто удивляешься, как на все хватает сил?!
– Что изменилось теперь в вашей жизни? Честно, непривычно видеть вас в такой роли.
– Сейчас появились новые ощущения, впечатления, новый вызов, если хотите, получил. В новом деле хочется все понять, постичь, непременно достигнуть высоких результатов.
Cейчас у меня те же цели, что были как у действующего спортсмена, только намного шире. Там я лично завоевывал медали, а тут должен помогать развивать те виды, которые культивирует «Динамо» на Гродненщине.
– Уже успели разобраться в том, что лежит на плечах заместителя председателя совета?
– Для меня все в новинку. А спектр обязанностей широк – от хозяйственной до организационной деятельности. Много общения, много новых людей – это и сложно, и интересно. Пока только вникаю во все нюансы, а о работе всегда сужу по результатам, по конкретным завершенным делам.
– В спортивной карьере поставлена точка?
– Нет. Я надеюсь, что еще выйду в сектор для метаний. Решение Международной федерации легкой атлетики в отношении меня еще не принято, да и сам я не до конца реализовал свои планы в спорте.
Как вы понимаете, речь идет об обвинениях, из-за которых меня не допустили к соревнованиям на Олимпиаде в Лондоне.
– Обидно было узнать, что Игры-2012 закончились для вас так и не начавшись?
– Обидно – это слишком мягко… Теперь я понял, что жизнь порой куда более жестока, чем кажется. Жесточайшая конкуренция и в большом спорте, где хватает и подковерной борьбы, в которой для устранения сильных соперников используют любые методы. Впрочем, неприятности, связанные с Олимпиадой в Лондоне, из колеи выбили не так сильно, как то, что случилось в 2008 году. Тогда мне было тяжелее на порядок. Сейчас отреагировал спокойнее, взрослее, что ли, стал.
В 2008 году я доказал свою правоту. Второй раз проходить всю эту круговерть нет никакого желания. Примут решение, что могу остаться в спорте, – здорово, не примут – ну что же, значит, так и быть.
– Если забыть о негативных моментах, что в карьере было самым ярким и запоминающимся?
– Каждый год, любые соревнования! Помню все свои броски – могу про любой рассказать так, как будто сейчас все это происходило. Чемпионаты мира и Европы, Олимпийские игры – все отложилось в памяти.
– На излете спортивная карьера у многих атлетов, которые последний десяток лет завоевывали для Беларуси медали… Это не тревожит?
– Талантливой молодежи и теперь много. А вот стереотипы поменялись, качнувшись в сторону того, что, мол, деньги правят миром. Да, без них никуда, но разве они самый сильный стимул? Всегда надо помнить, что за тобой страна, земля, на которой ты вырос, где жили твои предки, где живут твои родители. Сделать что-то не только во имя себя, но и для тех, кто тебе что-то дал, кто за тебя переживает, болеет, – это очень сильный мотив. Патриотизм в спорте не должен быть пустым звуком.
Спортсменами не рождаются – ими становятся. И здесь очень велика роль тренеров. И сегодня среди них есть великолепные специалисты, но они, к сожалению, работают, у них нет времени ходить по кабинетам. Есть и другой тип, который, добившись минимума, думает лишь об одном – высокой зарплате…
– Нынешняя должность дает возможность изменить что-то и в этом направлении?
– Попытаюсь сделать все, что в моих силах. Но есть и другие моменты: хватает белорусов, в том числе и гродненцев, которые завоевали медали на Олимпиаде, выступая за другие страны. Почему не удержали, почему дома не разглядели талант?
А бывает и так, все вроде есть у молодежи: и талант, и желание, а на взрослом уровне они как будто иссякают. Может, потому, что зачем-то торопимся, пытаемся выжать из спортсмена все и сразу. И конечно же, в подготовке высококлассного спортсмена необходимо четко выстраивать вертикаль. Один тренер занимается детьми, другой юниорами и так далее…
Мне повезло, что на пути всегда попадались хорошие люди, сделавшие многое для моего становления. С некоторыми, так сложилась судьба, пришлось расстаться, но все они мне что-то дали, научили. Например, тренер Виктор Георгиевич Лагутик в ДЮСШ привил любовь к спорту, Игорь Владимирович Цицорин показал, что такое метание молота и дал толчок к достижению высоких результатов. Сергей Николаевич Литвинов открыл вершины мастерства атлета, научил не только самостоятельно тренироваться, но и понимать, что ты делаешь и для чего ты это делаешь. Каждый из них внес свою лепту в мои успехи.
– Деньги развращают спорт – так считают многие. Так, может, теперь в легкую атлетику и не идут именно из-за того, что богачом тут вряд ли станешь?
– Игровые виды спорта берут своей зрелищностью. В Гродно на хоккей хожу с удовольствием, радуют заполненные трибуны. Но адекватность в заработках спортсменов какая-то должна быть. Вряд ли, скажем, легкоатлет, пробившийся на Олимпийские игры, достоин меньшего, чем игрок, выступающий в первенстве Беларуси.
Когда в 2008 году мы с Вадимом Девятовским отстояли свое честное имя и медали, юридическая поддержка стоила нам огромных денег. Цифры озвучивать не хочу, но для нас, если бы не помощь спонсоров, сумма была неподъемной. А по меркам минского «Динамо» это всего несколько месячных зарплат хоккеиста. Хотя, может, здесь такой гонорар и оправдан, все-таки команда выступает во второй по значимости в мире хоккейной лиге. Но когда юниор в 18-19 лет, не добившись ничего, зарабатывает больше олимпийского чемпиона, то, мне кажется, такой подход может просто навредить становлению спортсмена. Все должно быть в меру.
– А как придать зрелищности легкой атлетике? В Гродно на чемпионате страны на трибунах увидишь лишь пару десятков болельщиков, стадионы за рубежом собирают десятки тысяч зрителей. В чем причина?
– А должным ли образом рекламируется этот чемпионат в Гродно? Пара афиш на столбах? Креатива нет вовсе. Когда выступал в 2008 году в Гродно, народу возле поля для метания собралось много. А вот мой сосед, который в курсе всех футбольных, хоккейных новостей, потом удивлялся, когда узнал, что я участвовал в чемпионате. Мол, была бы информация, было бы и больше болельщиков.
Многие уже забыли, что легкая атлетика – основа любого спорта. Ведь и в гимнастике, и в теннисе все начинается именно с движения, прыжков. Так что легкую атлетику надо продвигать однозначно. К тому же она самый медалеемкий вид спорта.
А лучшая популяризация – результат, который достигается через характер, борьбу, стремление к победе. Будет это – будет и зритель.
– У Тихона- спортсмена результат есть, а на что замахивается Тихон-тренер?
– Если моя карьера спортсмена будет завершена, то я как носитель определенных знаний и опыта хотел бы поделиться ими с молодыми атлетами. Мне кажется, что я просто обязан передать эти знания, иначе прервется преемственность. Но передать знания – значит, не просто сесть и за день рассказать все, что знаешь. Здесь, скорее всего, нужно вместе со спортсменом дойти до какой-то вершины, где сам не бывал. А тогда уж сказать: «Ты все знаешь, что делать, какие двери открывать, но если я нужен, буду помогать и дальше». Будет так или нет, не знаю. И 2008-й, и 2012-й годы научили меня не загадывать…
– И сборы, и долгие отъезды из Гродно остались позади. Легче стало?
– В моральном плане, конечно, спокойнее. Все-таки рядом с семьей, могу больше внимания уделять детям, заниматься их развитием и воспитанием.
А физически, как ни странно, стало тяжелее. Совмещать работу руководителя, тренера, спортсмена непросто. Заниматься динамовскими вопросами спустя рукава мне не позволит характер, да и сама принадлежность к «Динамо» подстегивает держать себя постоянно в форме и в прямом, и в переносном смысле. Расслабиться, пропустить тренировку не для меня. Большой результат – большие затраты. Это мой режим, это сознательный отказ от многого.