Кристоф Леметр: «Я никогда не был командным игроком»

287

Кристоф Леметр объясняет свою любовь к спринту, а Ато Болдон предсказывает французу блестящее будущее.

 

Теплая и солнечная суббота в Париже. Горожане вышли на улицы и набережные, наслаждаясь погожим ноябрьским деньком. Когда я ехал по бульвару Сен-Жермен на встречу с Кристофом Леметром, я подумал, что все эти люди следующим летом могут собраться у экранов, чтобы посмотреть, как Леметр будет выступать на Олимпийских играх. Леметр – самый быстрый француз за всю историю, и этим достижением он гордится даже больше, чем тем, что он самый быстрый белый человек.

 

 

Он стал звездой, выиграв три золота на чемпионате Европы в прошлом году. Новость о его победе прибавила в значимости, поступив сразу после провала сборной Франции на чемпионате мира по футболу в ЮАР. А в этом году Леметр в условиях более серьёзной конкуренции завоевал две медали на чемпионате мира в Тэгу.

 

 

«Я думаю, что до чемпионата мира не принадлежал к элитному клубу. Только после соревнований в Тэгу я могу сказать, что вхожу в число лучших в мире. Но теперь нужно подтвердить этот статус на Олимпиаде», – говорит Кристоф.

 

 

Lemaitre_Bolt_Monaco2011Ему всего 21 год, он интроверт в вотчине экстравертов, возглавляемой Усэйном Болтом, в которой каждый забег, продолжающийся менее 10 секунд, сопровождается часом съемок, интервью и повторов. «Поначалу мне было сложно. Когда мои результаты выросли, у меня появились новые обязанности, постепенно я стал к ним привыкать», – признается Леметр.

 

Ему стало легче общаться с прессой и публикой, но это ещё не стало для него естественной потребностью. Если Усэйна Болта даже вне дорожки невозможно не заметить, то Леметр – из тех, кто может в течение нескольких часов безмолвно сидеть за столиком в углу зала, наблюдать за людьми, слушать музыку в наушниках и мысленно вести с собой диалог. «Первое время я на полном серьёзе думал, что у него аутизм. Он почти не говорил. Да и сейчас Кристоф не слишком разговорчив. Но я уже начал считать, что у него особый дар. Он спокойной делает несколько вещей одновременно, легко воспринимает новую информацию», – рассказывает тренер Леметра Пьер Карра.

 

 

Леметр понемногу вылезает из своего панциря, а то, что он быстро учится – несомненная правда. Он начал заниматься спринтом только в 15 лет, не сумев увлечься футболом, гандболом и регби. «Я никогда не был… как бы это получше объяснить… командным игроком», – объясняет Кристоф.

 

 

Но он знал о своей скорости, и несмотря на то, что никогда не видел легкую атлетику и не знал, кто такой Карл Льюис и Майкл Джонсон, в сентябре 2005 Леметр решил принять участие в забеге на 50 м в небольших местных соревнованиях недалеко от дома – в деревушке Беллей на востоке Франции. Спортсмены бежали по гравию, результаты засекались вручную, организовали забег тренеры, заинтересованные в привлечении новых талантов. Леметр показал лучшее время дня и получил приглашение присоединиться к местному легкоатлетическому клубу. «Мне понравилось, что в легкой атлетике каждый сам за себя – ты не должен никому ничего объяснять или перед кем-то извиняться», – вспоминает Леметр.

 

 

Но чтобы проявить себя, Кристофу нужна была помощь. 71-летний преподаватель физкультуры Карра тренировал бегунов более 50 лет. Он заметил Леметра и пригласил его присоединиться к своей элитной группе в соседнем городе-курорте Экс-ле-Бене. «Я увидел, что он очень высокий и у него не слишком впечатляющая мускулатура. Считай, одни ноги. Только по прошествии определенного времени стало ясно, что он действительно хорош. Тогда это было неочевидно», – вспоминает Карра.

 

 

Lemaitre_BoltЛеметру потребовалось менее года, чтобы разменять на стометровке 11 секунд. А в этом году он пробежал эту дистанцию за 9.92, а 200 м – за 19.80, что позволило Кристофу выиграть бронзу в Тэгу. Уступил он лишь Усэйну Болту и американцу Уолтеру Диксу. Леметр продемонстрировал завидную способность не обращать внимания на шум трибун и действия соперников. «Даже если Болт будет осуществлять свой «ритуал» прямо у меня перед носом, меня это не побеспокоит», – заявляет француз.

 

 

В июле прошлого года Леметр стал первым белым спринтером, кому удалось выбежать из 10 секунд. Во французской прессе его иногда называют «белая молния». Спортсмен, который за этот год с небольшим выбегал из 10 секунд уже много раз, не любит ни это прозвище, ни расовое противостояние как таковое, тем не менее радуется тому, что его успех может привлечь больше спортсменов в спринтерский бег, который долго являлся прерогативой темнокожих атлетов.

 

 

«Я думаю, возможно, по мере развития спринта, наверное, люди привыкли к тому, что в финал выходят только темнокожие спортсмены, поэтому, может быть, сформировался определенный психологический барьер», – тщательно подбирая слова, объясняет Леметр. «Так что, если мои результаты, мой бег, может помочь доказать, что дело не в цвете кожи, дело в работе, в желании, амбициях, почему бы и нет?».

 

 

Lemaitre_2011Ато Болдон, экс-спринтер из Тринидада и Тобаго, который сейчас входит в число лучших спортивных комментаторов, считает, что прогресс Леметра имеет большое значение. «Леметр так же важен в спринте, как темнокожий защитник – в американском футболе», – написал мне темнокожий Болдон в электронном письме. «Это бросает вызов тому, что считалось общепринятой истиной. Я могу вам сказать, что на пике карьеры, штампуя результаты из 10 секунд регулярно, мы с Морисом Грином вслух удивлялись тому, что никто из белых ещё не сделал этого ни разу. Поэтому я рад, что Леметр частенько выбегает из 10 секунд. Но его главная дисциплина, похоже, 200 м».

 

 

У Леметра очень длинный шаг. По словам Карра, длина шага Кристофа – 2,7 м (на полной скорости), как у Усэйна Болта. Только рост Болта 1 м 95 см, а Леметра – 1 м 91 см. «С его ростом и длиной шага, у него блестящее будущее на 200 м. Но это не помешает ему хорошо выступать и на 100 м. Он скоро выбежит из 9.90, это очевидно», – обещает Карра.

 

 

С точки зрения Болдона, слабое место Леметра – старт. «Он в колодках не опускает голову. Это значит, что каждый раз он сразу встает вверх, в то время как другие спринтеры в первой фазе забега остаются «внизу». Но у него самый большой потенциал, ведь никто с такими техническими ошибками не бежит столь быстро. Я жду от него роста в результатах в 2012 году», – объясняет Леметр.

 

Чтобы получить шанс на олимпийскую медаль, Леметру просто необходимо улучшать свои результаты. Конкуренция в спринте очень высока. Мировые рекорды принадлежат Болту: 9.58 на 100 м и 19.19 на 200 м – но в финале последнего чемпионата мира ямаец не бежал после дисквалификации на фальстарт. Выиграл его более юный партнер по тренировкам Йохан Блейк, который неделю спустя показал второе в истории время на 200-метровке 19.26. Также в числе претендентов на победу третий ямаец Асафа Пауэлл, экс-рекордсмен мира на 100 м, которому пока не удалось выиграть ни одного крупного титула, американец Тайсон Гэй, бывший чемпион мира в беге на 100 м и 200 м, недавно перенесший операцию, и его соотечественник Дикс, который в Тэгу сделал серебряный дубль.

 

 

«Следующий сезон будет сложным», – признается Карра. «Лондонская Олимпиада наступает в карьере Кристофа слишком рано».

 

 

Lemaitre_childrenБлейку 21 год, как и Леметру. Болту был 21 год, когда он победил в Пекине в 2008. Но Леметр из другой «весовой категории». И его это не очень волнует. Вообще эти двое поддерживают дружеские отношения. В Тэгу Болт посмеивался над акцентом Кристофа, но не забывал поздравлять его после забегов. «Это замечательно, что в мировом спринте есть такая личность как Болт. Он может вернуть легкой атлетике престиж. Думаю, мне повезло, что я выступаю в эру Болта», – говорит Кристоф.

 

 

Они похожи не только своей скоростью и длиной шага, их объединяет любовь к родине. Болт до сих пор живет на Ямайке, Леметр, несмотря на приглашение переехать в национальный тренировочный центр в Париже, остается в Экс-ле-Бене вместе с тренером. Он учится в университете в Анси, но ему пришлось в два раза сократить количество занятий, чтобы лучше подготовиться к Олимпиаде.

 

 

Грядущим летом на Олимпийском стадионе соберется 80000 человек, миллионы зрителей соберутся у телеэкранов. Для робких на таких соревнованиях нет места. Но в беге Кристофа ничего робкого и нет. «Спринт помогает мне выплеснуть те эмоции, которым нет места в моей жизни вне спорта». Сказав  это, он встал из-за стола, пожал мне руку и ушел, быстро и тихо, чтобы не опоздать на поезд домой.

 

Автор Кристофер Клэри (The New York Times)

Источник www.rusathathletics.com

 

 

Попередня статтяКалендарь Бриллиантовой Лиги 2012 года
Наступна статтяПеревтілення Асафи