Семнадцать медалей, из них четыре золотые, привезли украинские легкоатлеты с чемпионата Европы в Хельсинки. В триумфе Ольги Саладухи в секторе для тройного прыжка практически никто не сомневался, по большому счету ждали и победы на двухсотметровке от Марии Ремень. Золото в эстафете 4х400 Юлии Ольшевской, Ольги Земляк, Натальи Пигиды и Алины Логвиненко, конечно, приятно удивило. Но, пожалуй, первое место копьеметательницы 23-летней Веры Ребрик из Ялты, да еще и с рекордом Украины, стало даже большим сюрпризом. Перед континентальным первенством в Хельсинки на сайте Европейской легкоатлетической федерации превью к соревнованиям в метании копья у женщин фактически сводилось к оде немке Кристине Обергфелль. Еще пару слов было сказано об отсутствующих фаворитках олимпийского сезона чешке Барбаре Шпотаковой и россиянке Марии Абакумовой, и в самом конце одной строчкой упомянуто о национальном рекорде Веры Ребрик на чемпионате Украины в Ялте.
ФИННЫ – ЭТО НАЦИЯ МЕТАТЕЛЕЙ
– Медаль в виде баранки в вашей коллекции уже была – или это первая? – первым делом поинтересовался корреспондент «СЭ» у новоиспеченной чемпионки Европы.
– Медали у меня были всякие, и традиционные круглые, и чуть менее привычные овальные, и даже прямоугольные, но вот такой с дырочкой внутри – никогда. По-моему, очень даже оригинальный дизайн.
– Один весьма титулованный копьеметатель предсказал вашу победу еще на старте предварительных соревнований, о чем рассказал в интервью местным журналистам. Но, по-моему, ваша победа стала сюрпризом для всех, кроме него, то есть чемпиона мира, призера Олимпийских игр (188, 1992, 1996) финна Сеппо Рятю?
– Я об этом не знала! Здорово! Но, честно признаться, мы с тренером рассчитывали выиграть этот чемпионат Европы. Не всегда, конечно, расчеты совпадают с реальностью, но на этот раз у нас все получилось.
– В Финляндии, где метание копья является едва ли не национальным спортом, к участникам этого вида должно было быть повышенное внимание. Вы его почувствовали или же ажиотаж был не таким большим, поскольку не претендовала на медали местная спортсменка Санни Утриайнен?
– Почувствовала, и еще как! На одной из трибун даже висел баннер на английскоим языке, дескать, финны – это нация метателей. Публика была настроена очень доброжелательно ко всем участникам, люди болели не столько за конкретных спортсменов, сколько за высокий результат. Награждение проходило на площади за пределами стадиона, и после него ко мне подходило много болельщиков. Фотографировались, просили расписаться. Да и на следующий день на трибунах меня без внимания не оставили.
– Новоиспеченный вице-чемпион Европы в метании копья россиянин Валерий Иордан признался, что ему было «страшновато выступать в секторе с такими монстрами», как Торкильдсен и Питкамяки. А как чувствовали себя вы со вторым лучшим результатом в сезоне среди двенадцати финалисток в отсутствии главных фавориток Шпатаковой и Абакумовой?
– Я соревнуюсь с ними с юниорского возраста. Страшно мне не было, я уже привыкла выступать в такой титулованной компании. Как я себя чувствовала со вторым лучшим результатом в сезоне на этом чемпионате Европы? Можно даже сказать, фавориткой!
ОБЫЧНО Я ТАК НЕ КРИЧУ
– Скажите, вам по-человечески было хоть немного жаль Кристину Обергфелль, которая все время крутится вокруг да около первой ступеньки пьедестала, но никак на нее не взойдет – вторая на прошлом чемпионате Европы в Барселоне, вторая на мировых первенствах 2005 и 2007, третья на Олимпиаде в Пекине?
– Это спорт! Зачастую она меня обыгрывала на соревнованиях. Так что никакой жалости. Наоборот, я словно отомстила ей за прошлые поражения.
– Даже на официальном сайте Европейской легкоатлетической федерации отметили, с каким криком вы метнули свое копье в пятой победной попытке. Вы всегда так кричите или только когда рекорды устанавливаете?
– Нет, обычно я так не кричу. (Смеется) В Хельсинки я просто сорвалась в пятой попытке, вложилась в нее и почувствовала, что копье летит далеко, точно за 65!
– Насколько близка к истине была французская газета Le’Equipе, которая написала, что вы «обвели вокруг пальцев соперниц из Германии»? Иными словами, какое значение имело то, что вы в предпоследней попытке показали победный результат – 66.86?
– Обергфелль, далеко метнув копье в первой попытке, расслабилась. Думала, что ее никто уже не достанет. А тут я – в предпоследней выскочила со своим национальным рекордом. Немка немного зажалась, хотела под занавес соревнований дальше метнуть, но у нее это не получилось.
– Вы и свой предыдущий личный рекорд – 66.53 установили в пятой попытке на чемпионате Украины в Ялте, и на Всемирной универсиаде в Шэньчжэне, где, правда, остановились в шаге от пьедестала, также дальше всего метнули копье в предпоследнем выходе в сектор. В то время как на заре карьеры лучшие показатели у вас были в начале соревнований, в частности вы во второй попытке установили мировой рекорд среди юниоров – 63.01 на первенстве мира в Быдгоще? Сознательно сменили тактики, если да, то почему?
– Не сознательно, просто разметалась. То, что я ряд своих самых высоких результатов показала в пятой попытке – не совпадение, но и не тактика. У меня результаты росли постепенно, ступенька за ступенькой понемногу прибавляла. Какой подход более эффективный? Я считаю, что нужно работать от начала до конца, каждый раз стараясь добавить. Во всяком случае, нельзя сдаваться, иначе произойдет то, что было с немкой в Хельсинки. Она продумала, что уже чемпионка и успокоилась.
РОДИТЕЛИ СКАЗАЛИ: «ВОЗВРАЩАЙСЯ С ПОБЕДОЙ». Я ПОСЛУШАЛАСЬ!
– 64,77 вы посчитали достойным завершением европейского чемпионата или же все-таки рассчитывали на большее в последней попытке?
– Когда ты уже знаешь, что выиграл, последнюю попытку можно и пропустить. 64,77 – это хороший результат, и главное – признак стабильности. В Хельсинки у меня вообще неплохая серия получилась, не считая первого выхода в сектор.
– Кстати, когда эмоции были более яркими, когда вы установили юниорский рекорд мира в Быдгоще или же сейчас, когда метнули дальше национального рекорда в Хельсинки?
– Мировой рекорд среди юниоров – это, конечно, хорошо, но сейчас это уже взрослый спорт и здесь результаты поважнее будут.
– Копье, принесшее вам европейское золото, после окончания соревнований на радостях не целовали? Может быть, именно с ним будете выходить в сектор для метаний на олимпийском стадионе в Лондоне?
– Целовать – не целовала, но я этим копьем уже не первый старт выигрываю. Точнее копьями этой фирмы. Свои я редко вожу на соревнования – дорогое удовольствие. Никто не даст мне денег на транспортировку такого багажа. В Хельсинки после квалификации я встретилась с производителем копий, которыми обычно метаю, Миклошем Неметом. Сам он – известный в прошлом спортсмен, олимпийский чемпион Монреаля-1976. Он мне презентовал два новых копья и еще сказал: «нужно с ними выигрывать». А когда я выиграла, поздравил по телефону: «Ну, ты даешь, надо было тебе больше копий презентовать!»
– После чемпионата мира в Тэгу Мария Абакумова призналась в одном из интервью, что мама очень просила ее пробежать круг почета по стадиону, если она выиграет. А с какими наставлениями провожали вас родители в Хельсинки?
– Чтоб вернулась здоровая и, конечно же, с победой! Я их послушалась!
-А вы всегда такой послушной девочкой были?
– (Смеется). В том, что касалось пожеланий родителей – да!
– Кстати, насколько глубоко родители знают предмет, смогут назвать с ходу, какой сегодня мировой рекорд у женщин в метании копья и кому он принадлежит?
– Думаю, что да. Мама точно сможет. Да и папа, уверена, тоже. Они ведь регулярно смотрят соревнования. Хотя сами никогда профессионально спортом не занимались.
ШПОТАКОВА ТРЕНИРУЕТСЯ ПО СИСТЕМЕ ЖЕЛЕЗНЫ
– Во многих видах легкой атлетики мировой рекорд держится уже с десяток лет, даже в метании копья у мужчин вот уже шестнадцатый год незыблемыми остаются 98.48 чеха Яна Железны, а вот у женщин и высшее мировое достижение – 72.28 установлено сравнительно недавно Спотаковой в Штутгарте-2008, и на чемпионате мира в Тэгу к нему очень близко подобралась Абакумова – 71.99. Как считаете, вам повезло, или, наоборот, выступать в одно время с такими сильными спортсменками?
– Повезло однозначно! Есть за кем тянуться! Шпотакова, кстати, с недавних пор тренируется у Яна Железны. В ее технике появились некоторые новые нюансы, да и в разминке тоже. Думаю, она тренируется не только под руководством Железны. Еще и по его системе.
– Специалисты отмечают, что у Шпотаковой и Абакумовой абсолютно разная техника метания копья. Чей стиль, по вашему мнению, ближе к идеалу, если таковой вообще есть?
– В том-то и дело, что нет. Универсального рецепта, по которому могли бы метать все, не существует. Техника подбирается индивидуально под спортсмена. Нет даже каких-то антропометрических стандартов для копьеметательниц. Тренер обращает внимание и на рост, и на хлест, и на скорость. Абакумова метает за счет своей мощи. Шпотакова, впрочем, тоже далеко не слабая спортсменка. За счет чего она добивается таких результатов? Это очень сложно объяснить. Чтобы описать все технические тонкости, наверное, газеты не хватит.
– Как считаете, за счет чего все-таки в последней попытке Шпотакова обыграла Абакумову на Олимпиаде в Пекине? Это подготовка или же все-таки характер?
– Наверное, все вместе. В Пекине финал проходил по сценарию, похожему на нынешний чемпионат Европы. Только Шпотакова, в отличие от Обергфелль, не сдалась до последнего и сумела-таки метнуть копье на 71.42. На чьей стороне были мои симпатии? Сложно сказать, потому что я с обеими спортсменками в хороших отношениях. Наверное, все-таки я чуть больше болела за Машу Абакумову. Потому что она молодая, и, можно сказать, наша!
– Вы сами, с какими чувствами вспоминаете о своей первой в жизни Олимпиаде?
– Финал я смотрела с трибун, так что чувства не очень хорошие. Тем более что после возвращения мне наложили гипс, и я еще месяц с ним ходила. У меня был перелом стопы, как определили врачи уже здесь в Украине.
– Насколько дальше вы готовы были метать копье, чем сделали это тогда в квалификации – 59,05?
– Была готова метать за 63.
– Шпотакова золото Олимпиады выиграла в 27, Менендес стала олимпийской чемпионкой в Афинах в 24, Хаттестад победила в Сиднее в 34. Когда же, по вашему мнению, копьеметательницы достигают расцвета сил?
– Я думаю, что в 24-27!
ПРО БЛОНДИНОК АНЕКДОТЫ ЗНАЮ, А ПРО КОПЬЕМЕТАТЕЛЬНИЦ – НЕТ
– После стремительного юниорского взлета у вас было несколько неудач кряду, в частности вы не прошли квалификацию на чемпионате Европы в Барселоне-2010 и на последнем мировом первенстве в Тэгу. Переживали или же восприняли это по-философски, как естественный процесс становления во взрослом спорте?
– Я, конечно, очень расстроилась из-за неудачи в Барселоне. Перед тем чемпионатом мы были на сборе в Конча-Заспе. Думаю, жара, в которой мы тренировались, потом сказалась на соревнованиях. В Тэгу было не просто жарко, а безумно жарко. Я ходила с мокрым полотенцем на голове. А она все равно так кружилась, думала, сознание потеряю.
– Ярослав Литвинов еще после серебра на Всемирной универсиаде в Белграде отметил, в одном из интервью на вопрос о планах Веры Ребрик: «Минимум она должна стать призером на Олимпиаде в Лондоне в 2012»? Когда вам план тренера казался более реальным тогда, три года назад, или сейчас?
– Сейчас, конечно!
– Как думаете, на сколько нужно будет метнуть копье для того, чтобы выиграть Олимпиаду-2012?
– Думаю, в районе 69-70. Для того чтобы попасть в тройку, может хватить и 67.
– Понимаю, что сейчас не время расслабляться, и все же, если вам захочется на пару часов отвлечься от мыслей о предстоящих олимпийских испытаниях, чем займетесь?
– Посвящу себя семье, родителям, мужу. (Евгений Семененко – украинский легкоатлет, специализирующийся в тройном прыжке. –Прим.А.С.).
– Обычно люди стремятся поехать отдыхать на море, а где же отдыхают те, у кого море, что называется, через дорогу. Вы куда отправитесь, когда позади останется этот непростой олимпийский сезон?
– Даже не знаю. А насчет моря, так я в этом году в нем только два раза купалась. Сапожник без сапог, что называется. (Смеется). Все времени не хватает.
– Со своей внешностью, судя по тому, что болельщики уже видели вас и с короткой стрижкой, и с каре, и с длинными волосами, вы экспериментировать не боитесь. Нынешний стиль – это уже окончательный вариант, можно нам привыкать к такой Вере Ребрик?
– Нет, не привыкайте. До Олимпиады меняться, наверное, уже не буду, но потом придумаю что-нибудь новенькое. Надоедает однообразие.
– Кстати, как относитесь к анекдотам про блондинок?
– Нормально, особенно если очень смешные попадаются.
– А про копьеметательниц анекдоты знаете?
– Ни одного, какой-то несмешной у нас вид получается.
Анна Савчик, Спорт-Экспресс в Украине{jcomments off}