Made in China. Юношеский чемпионат мира

442
Кореспондент «СЭ» попытался выяснить, сможет ли главная сенсация юношеского чемпионата мира в Донецке китаец Мо Юсюэ составить в будущем конкуренцию Усэйну Болту и Ко.

 
В воскресенье в Донецке исторической победой сборной Ямайки в медальном зачете завершился восьмой по счету юношеский чемпионат мира. Во все предыдущие годы борьба за первое место была исключительной прерогативной США и Кении (причем, с балансом 5:2). Лишь раз, а именно на дебютном форуме в Быдгоще-1999 в их спор вмешалась Россия. Победа в комбинированной эстафете с мировым рекордом – 1.49,23!
 
Разве могло окончание чемпионата получится более ярким для парней из Ямайки  – Вассема и Окина Уильямсов, Мартина Мэнлея, а также Майкла О’Хары. Последний, следует отметить, двумя часами ранее оформил еще и чемпионство на двухсотметровке. И честно признался, что только после этого, у него наконец-то упал камень с души.
 
О’Хара, выиграв на национальном первенстве сразу три личных вида, и, будучи вынужденным ограничиться на мировом форуме двумя дисциплинами (чего требуют правила), решил, не без тренерского совета, естественно, отказаться от выступления в своих любимых барьерах. «Все-таки престижнее выиграть гладкие сто и двести, и сделать такой же дубль как удалось на Олимпиаде Усэйну Болту» – поделился своими соображениями на этот счет мой ямайский коллега из издания The Gleaner Андре Лоу.
 
ПИЖОН ИЗ ЛЮЧЖОУ
 
Но дубля не получилось. Как чертик из табакерки на стометровке выпрыгнул на первую ступеньку пьедестала 17-летний Мо Юсюэ из Китая. Если бы спортсмен из Поднебесной одержал победу, скажем, в беге с барьерами, никто бы сильно не удивился. Пробив однажды китайскую стену, олимпийский чемпион Афин-2004 Лю Сян приучил поклонников королевы спорта к красному флагу со звездочками в протоколах 110 метров с барьерами. Но в гладком спринте?!
 
Последним светлокожим олимпийским чемпионом на стометровке был шотландец Аллан Уэллс, который, воспользовавшись, бойкотом американцев, выиграл золото Игр-1980. Примечательно еще и то, что с тех пор в олимпийском финале на дорожке ни разу не было хотя бы одного светлого пятна. «Если кто-либо показал выдающийся результат на спринтерской дистанции, покопайтесь в его родословной. Какую бы страну он ни представлял, в его организме обязательно есть толика ямайской крови» – так пошутил однажды Рэм Корчемный – известный одесский тренер по легкой атлетике, эмигрировавший в 1974-м году в США, и уже там открывший миру таких звезд, как Грейс Джексон, Кристи Гэйнс, Дуайт Чэмберс, Делорин Эннис-Лондон.
 
Даже на уровне юношеских чемпионатов мира эта тенденция упрямо сохранялась. Но в этом в году в Донецке нашелся смельчак, который сумел нарушить привычный порядок вещей.
 
Описывать то, что заняло чуть больше десяти секунд (а точнее 10,35 – с лучшим (на четыре сотые) результатом среди юношей стометровку выигрывал только Дэррел Браун из Тринидада и Тобаго в Дебрецене-2000), дело неблагодарное. Поэтому сконцентрируемся на том, что происходило после. А происходило следующее: китаец Мо Юсюэ (имя, как удалось выяснить позже, в переводе означает снег) издал истошный победный крик. Хотя, как он сам позже признался корреспонденту «СЭ» в победе до появления своей фамилии на табло вовсе не был уверен, скорее это был выброс адреналина. Пока Мо наматывал круги почета по «Олимпийскому», наследники славы Усэйна Болта – ямайцы Майкл О’Хара и Вассем Уильямс с траурными лицами нехотя плелись через микст-зону. Они в тот день вообще остались вне пьедестала, на который следом за Мо поднялись британец Ойе Эдоберан и лидер сезона кубинец Райньер Мена.
 
Мо Юсюэ тем временем с удовольствием позировал фотографам. Не в меру (китайскую меру, естественно) улыбчивый, со стильной, в какой-то степени даже пижонской, прической, которую, как признался позже, сделал специально к чемпионату мира, а точнее за четыре дня до вылета в Украину. Мо очень сильно выбивался из привычного образа до неприличия сдержанных представителей китайской нации.
 
Вот что удалось, учитывая трудности перевода, выяснить о новом китайском Усэйне Болте. Родился он в маленьком, по меркам своей страны, миллионном городе Лючжоу в провинции Гуанси. Семья его, скорее всего пока даже не в курсе, что он натворил в далекой Украине.
 
– Разве что тренер им сообщил, потому что я пока нахожусь здесь ни с кем из родных не контактировал. – объяснил корреспонденту «СЭ» с помощью переводчика Мо Юсюэ.
 
– Я ехал сюда с целью совершить прорыв, – паренек, что интересно, оказался с амбициями. – Знал, что до этого лучшим результатом нашей сборной на стометровке было пятое место и мне очень хотелось его превзойти. И доказать, что китайцы могут побеждать в спринте! (При этих словах Мо Юсюэ демонстративно оттянул вперед ту часть футболки, на которой был изображен флаг Китая. – Прим.А.С.). Победа – конечно, супер результат! Но надеюсь это только начало, мечтаю стать для китайского спринта новым Лю Сянем.
 
– А для начала, согласитесь, было бы неплохо помериться силами с на год старшим, чем вы, японцем Есихидэ Кирю – действующим рекордсменом мира среди юношей, недавно повторившим мировой рекорд среди юниоров на дистанции 100 метров (10,01)?
 
– Обязательно, только для этого мне еще нужно поработать. Я занимаюсь легкой атлетикой три года, и только полтора из них профессионально в Шэньчжене. То есть хожу на тренировки шесть раз в неделю между занятиями в школе. Спринт мне бегать нравиться, но еще больше нравиться, что я его бегаю, моему тренеру. Собственно, его слово и было решающим при выборе специализации.
 
– Кому из нынешних звезд спринта большего всего симпатизируете: Болту, Пауэллe, Гэю (на тот момент еще не было известно, о том, что последние двое попались на допинге. – Прим.А.С.)…?
 
– Конечно, Усэйну Болту.
 
– Почему?
 
– Потому что он бегает быстрее всех. (Улыбается).
 
Церемония награждения в спринте проходила на следующий день после финала. Получив свое заслуженное золото, Мо Юсюэ попытался было незаметно пробраться на трибуны. Но не получилось –  выстроилась очередь из желающих сфотографироваться с китайским чудом. И надо же, чтоб эта импровизированная фотосессия развернулась как раз на глазах у коротавшей время в ожидании вечерней сессии делегации Ямайки.
 
– Судя по всему, ямайские спринтеры, которые вчера остались без медалей, плохо спали этой ночью. А как спалось новоиспеченному чемпиону мира? – попросили мы китайского переводчика поинтересоваться у Мо Юсюэ. – Не просыпался ли он, чтобы проверить медаль на месте или это сон?
 
– Не просыпался, потому что вообще почти не спал – ни ночью, ни даже в обед после того как пробежал квалификацию двухсотметровки. Поэтому сейчас чувствую себя очень уставшим.
 
Михаил РУРАК: «ПОХОЖЕ, КИТАЙЦЫ ВСЕРЬЕЗ ВЗЯЛИСЬ ЗА СПРИНТ»
 
Честно признаться, набирая телефонный номер заслуженного тренера Украины Михаила Рурака, чтобы узнать его мнение о феномене Мо Юсюэ, я думала, что он назовет произошедшее в Донецке случайностью. Ведь сколько было юных чемпионов, которые потом бесследно исчезали из протоколов.
 
Тему погасших на легкоатлетическом небосклоне звездочек не обошел, помнится, стороной во время пресс- конференции накануне старта чемпионата в Донецке и посол ИААФ, один из самых титулованных спринтеров планеты Ато Болдон.
 
– Ты выигрываешь свою первую серьезную медаль, возвращаешься домой, со всех сторон тебе твердят, какой ты молодец, и ты сам начинаешь в это верить. Потом ты приезжаешь на взрослые соревнования, но там никто даже не в курсе твоих подвигов в юношестве. Ты оказываешься щенком среди волков. И большинство, будучи не в состоянии справиться с этим, опускает руки после пары-тройки лет неудач и разочарований.
 
Но наш эксперт, как оказалось, успехом-однодневкой победу Мо Юсюэ не считает.
 
-Это не случайность, а скорее новое веяние! – возразил Михаил Иванович Рурак. – Похоже, китайцы уже добрались до спринта. У них был хороший барьерист Лю Сянь. Жаль, но он вроде бы закончил выступать из-за травмы. То есть со спринтом представители этой страны как бы и раньше дружили, но чтобы гладкий бег, который является классикой легкой атлетики – это действительно что-то новенькое. Великобритания, США, Канада в спринте всегда были, а тут, пожалуйста, появился китаец. Но нет, это не случайность, а закономерность. И я, кстати, такому повороту событий только рад.
 
– Мы привыкли рассуждать на тему, могут ли представители белой расы конкурировать с темнокожими атлетами, а что вы скажете на счет возможностей в спринте азиатов?
 
– Азиатов отличает в первую очередь высокий уровень дисциплины, а это многое значит. Почему китайцы стали показывать результаты и в видах на выносливость, и в десятиборье у них появился сильный спортсмен, и прыгун в высоту хороший был в свое время. То есть они со всеми дисциплинами уже на ты, а это говорит и об их потенциале в спринте. 
 
– Но в понятие потенциала входят и антропометрические данные. Они позволят китайцам конкурировать в спринте с теми же представителями Ямайки?
 
– И правда, китайские спортсмены в основном невысокие, за исключением баскетболистов. Но ведь были и есть и среди европейцев, и среди американцев среднего роста спринтеры. Усэйн Болт в общем то единственный вне конкурса по всем своим природным данным. То есть мы опять возвращаемся к отдаче, тренированности, и самодисциплине, которая у китайцев на высочайшем уровне.
 
– А что и на каком уровне у наших юных атлетов, что они существенно проигрывают своим сверстникам из других стран на данном этапе. Поколение next украинской сборной слабее нынешнего или же не стоит по результатам донецких стартов делать далеко идущие выводы?
 
– Юношеский возраст для нас, получается, не таким значимым как для других стран, даже стран третьего мира. Когда, например, высокие результаты дают возможность получить бесплатное обучение в колледже в США. В Украине система образования превратилась вообще непонятно во что. Сейчас спортсмену попасть в нормальный вуз в связи с введением внешнего независимого тестирования стало в разы сложнее. Я уже не говорю о том, что в развитых странах на хорошем счету находится детско-юношеский спорт. Да, были и в нашей истории призеры, и даже чемпионы мира среди юношей. Но не все оставались потом в большом спорте. Хотя это явление наблюдается не только в Украине.
 
Порой тренеры просто перебарщивают в работе. Я могу подробнее объяснить на примере своего ученика Михаила Яворского. Парень в свои шестнадцать уже под 190. И я ему чуть ли не каждую неделю говорю: «Миша, по-моему, ты опять на сантиметр вырос». Поймите, его ни в коем случае нельзя перегружать. Я считаю, что он вполне справился со своей задачей в Донецке.
 
400 метров – это тяжелый вид, и он в первом же круге пробежал практически по личному рекорду. Чуть-чуть не хватило ему до полуфинала, а там, уверен, он бы уже показал время на уровне 48. Но вряд ли быстрее! Мише сегодня бороться за призовые места, даже за попадание в финал, было бы сложно. Но это еще ничего не занчит в плане перспективы. Я веду статистику и должен сказать, что единицы из тех, которые хорошо бегут в этом возрасте, потом остаются в большом спорте. Я же приверженец того, чтобы все шло своим чередом.
 
– Скажите, а у ваших подопечных бронзовых медалисток Олимпиады в Лондоне в эстафете Марии Ремень и Олеси Повх результаты в таком возрасте были лучше, чем у нынешнего поколения наших девушек-спринтеров?
 
– Примерно такие же, по-моему. Утверждать не могу, потому мы с ними начали работать уже в юниорском возрасте, в котором, собственно, к ним и пришли первые успехи. Все должно идти своим чередом, некоторые тренеры, к сожалению, этого не понимают и форсируют подготовку. Посмотрите, у нас на отборе многие выступали лучше, чем потом на чемпионате мира в Донецке.
 
А я считаю, что на таком старте человек должен как минимум повторить свой лучший результат. И потом мы все это время говорили о результатах, но нужно же еще учитывать, что сейчас даже во многих странах третьего мира условия и уровень подготовки гораздо выше, чем у нас. Да мы сегодня радуемся трем стадионам в Донецке. Но в других регионах у нас их нет».
 
Анна САВЧИК, из Донецка, «Спорт-Экспресс в Украине»
Попередня статтяP.S. Казань – Тампере
Наступна статтяБогдана Бондаренка вдруге поспіль визнали найкращим атлетом місяця в Європі