Валерий Александров: «Первый в истории Украины чемпионат мира готовят лишь три человека»

274

В первой части интервью государственный тренер сборной Украины Валерий Александров рассказывает о подготовке Донецка к юношескому чемпионату мира по легкой атлетике 2013 года.

 

Интервью со спортивными чиновниками часто сводятся к заранее предсказуемым ответам и заученным фразам. Но и среди руководителей бывают исключения. На вопрос о том, насколько Валерий Александров готов разрушать стереотипы и не говорить «штампами», государственный тренер и первый вице-президент Федерации лёгкой атлетики Украины ответил: «Всю жизнь стараюсь их избегать».

 

Затронуть все вопросы, касающиеся положения дел в лёгкой атлетике в одном интервью невозможно. В этом материале Валерий Фёдорович постарался очертить главные проблемы «королевы спорта», а также рассказал о подготовке к юношескому чемпионату мира-2013 в Донецке.

 

Валерий Фёдорович, в последние годы интервью с вами появляются не очень часто…

Отказаться от них я решил перед Олимпиадой в Пекине. Насколько такой ход был оправдан, другой вопрос. Это было связано с событиями, которые происходили вокруг спорта, а не лично со мной. Были проблемы с финансированием, я не мог понять, нужна ли вообще кому-нибудь Олимпиада. Эти вопросы затрагивались в каждом интервью изданиями, принадлежащими тому или иному человеку. Получается, нужно было делать пакость существующим структурам управления и власти. Не скажу, что боялся с кем-то ругаться. Мне не хотелось навредить родной лёгкой атлетике. Поэтому, прекрасно это понимая, я разыграл «дурака» и отказался от общения с представителями СМИ. С тех пор пресса меня не любит, хотя до этого я выигрывал приз их симпатий, вручаемый Ассоциацией спортивных журналистов Украины.

 

 

А сейчас не боитесь за себя и лёгкую атлетику? Ведь избежать аналогичных вопросов не удастся. Особенно в свете существующих реформ и сокращения бюджета.

За себя мне уже бояться нечего. Пройдя сколько Олимпиад, я отбоялся всего. Хотя об осторожности нельзя забывать никогда.

 

БЕСПРОИГРЫШНАЯ ТЕМА

 

Одна из наиболее актуальных тем в украинском спорте на сегодня – футбольное Евро-2012. На реконструированном НСК «Олимпийский» сохранят легкоатлетические дорожки. Не получится ли так, что на этом любая помощь со стороны государства прекратится? Стадион есть, а дальше дело за вами?

Эта тема беспроигрышная для нас. Помогла ещё и ситуация с назначением юношеского чемпионата мира-2013. Общество «Динамо» под руководством Виктора Коржа взялось за реконструкцию своих баз. В этом году в список попали харьковский и одесский стадионы и луганский манеж. Работы идут полным ходом. Хотя будет сложно вывести их на хороший международный уровень. Всё вновь упирается в финансовый вопрос. Но мы стараемся всячески помогать в том, чтобы соблюдались стандарты и стадионы были как можно лучше и ближе к высокому уровню. Виктор Петрович и его заместитель нормально отреагировали на такое наше предложение. Теперь главное, чтобы хватило денег. Их не так много, как того хотелось бы.

 

Власть у нас меняется часто, и наверняка каждый раз приходится объяснять очевидные на первый взгляд вопросы о роли спорта в жизни любого человека, не только страны. А ещё ведь нужно каким-то образом заручиться поддержкой как минимум министра…

Отношения с одним из предыдущих министров, Юрием Павленко, у меня начинались катастрофически, но вскоре мы стали друзьями и остаёмся ими и по сей день. Он пытался меня выгнать, и я не сильно упирался. Юрий Алексеевич не хотел меня принимать. Так продолжалось три месяца, после чего я пришёл к нему с заявлением об уходе, но так его и не отдал. Разговор начался с фразы: «Что вы хотите?» – «Если вы думаете, что я пришёл к вам, чтобы остаться на должности гостренера, вы ошибаетесь. Я разворачиваюсь и ухожу». Юрий Алексеевич удивился. Я ему тогда предложил поговорить о спорте высших достижений, что ему и было надо. Мой визит на пять минут растянулся на часа полтора-два. Вот так мы стали друзьями.

Эту историю я привёл как пример, вне зависимости от политических сил. Я ведь вообще беспартийный, ещё с начала коммунистического режима. В те времена принципиально не вступал в партию. И сейчас не сделаю этого. Придерживаюсь позиции, что спорт не должен быть увязан на каких-то политических движениях.

 

А как относитесь к тому, что спортсмены идут в политику?

На здоровье! Они ищут свою карьеру и при этом мечтают что-то изменить. Это хорошо. Я говорю лишь о своей жизни, она у меня сложилась по-другому.

Вернёмся к вопросу о стадионе. Когда Украина с Польшей получили право провести у себя чемпионат Европы, мы с президентом Федерации лёгкой атлетики Валерием Борзовым внесли предложение о создании новой футбольной арены, без лёгкой атлетики. Это создало бы идеальные условия для болельщиков в этой области. Да и построить её на новом голом месте было бы дешевле, чем рушить стадион в центре Киева. «Олимпийский» можно было оставить как историческое место, где бы продолжали играть в футбол. И его не обязательно было бы называть легкоатлетическим. Надо было просто постелить новые дорожки. Это сыграло бы положительную роль для всего города, для здоровья людей, а не только для нашего вида спорта. Рядом находится много школ, Национальный университет физического воспитания и спорта, у которого нет своей базы.

Насколько мне известно, Юрий Павленко заинтересовался этой идеей, но не справился с заданием. Тогда уже было мощное давление со всех сторон, и понеслась тема создания многопрофильного стадиона. Был подписан Меморандум о том, что на нём будет лёгкая атлетика. И как бы ни менялась власть в стране, лёгкая атлетика всё равно сохранилась. И даже приумножилась, поскольку вынесено решение о реконструкции верхнего поля как добавки к проекту.

 

Если реконструируют верхнее поле, Киев сможет претендовать на самые престижные мировые турниры? Ведь уже были разговоры о проведении командного чемпионата Европы.

Как только стало известно, что мы примем футбольное Евро-2012, мы сразу сделали заявление о том, что вслед за ним, в 2013 году, нужно провести командное континентальное первенство по лёгкой атлетике. Было бы логично на инфраструктуру, полученную в Киеве, сразу наложить другие соревнования. Но возникло предложение со стороны донецких государственных структур о проведении у себя чемпионата мира. Их отличие от чемпионатов Европы, даже футбольных, гигантское. Но при энергии и напоре Бориса Колесникова мы его проведём.

Сначала все руководители не понимали, с чем им предстоит столкнуться. Они проводили соревнования по футболу, художественной гимнастике, дзюдо. Но когда копнули, то оказалось, что Украина впервые берёт на себя чемпионат мира, принимая 180, а то и больше стран. Столь масштабного события по количеству представителей и в столь объёмной федерации в истории нашего государства никогда не было. Вот тогда и начались вопросы. Но мы пока благополучно их решаем.

 

ПО НАВОДКЕ ГЛАВНОГО ТРЕНЕРА

 

Соревнования будут проходить на РСК «Олимпийский»?

Да, а его стадион, который был метательским, преобразуют в разминочный. Он станет прекрасным комплексом для спринтеров, прыгунов и бегунов на средние дистанции. Мы добавим дорожки внутрь поля. А через дорогу от него будет расположен стадион по метаниям. Там будет два сектора для длинных метаний – молот и диск, два сектора для копья, чего у нас в стране страшно не хватает, и два сектора для толкания ядра. Такой стадион — большая редкость. Для него нужна площадь, шириной 70 метров и длиной как минимум сто. В больших и даже средних городах давно всё застроено. Метания начинают рушиться. Но в Донецке такую площадь удалось найти и согласовать все вопросы.

 

Не далековато ли будет разминочное поле?

Согласно регламенту, разминочная зона должна быть не дальше, чем в километре от основной арены. У нас расстояние составляет 900 метров. Помимо этого часть объездной трассы перекроют. По ней будут курсировать только шаттлы чемпионата.

 

По регламенту ведь должен быть ещё и тренировочный стадион?

Да, и эта тема нас немножко будоражила. Сначала мы начали искать место поближе к основной арене, но ничего подходящего не было. Найти удалось с подсказки главного тренера сборной Александра Апайчева. Он, как и Сергей Бубка, тренировался в Донецке, но в другом месте – в Кировском районе. Там все шахты, школы. Я там в жизни не был, да и Апайчев лет двадцать не появлялся. Поехав туда, засекли километраж, чтобы не выйти за рамки регламента. Его мы не нарушили — зимой и с небольшой пробкой доехали за 20 минут. Я был счастлив от того, что там увидел. Три поля! Конечно, всё невероятно старое…

 

Зато не тронутое и не разрушенное!

Не тронуто, не продано! Теперь за него взялся Донецк. Его превратят не просто в тренировочный стадион, а в комплекс. Построят тренажёрные залы, зал для единоборств, бокса, реконструируют бассейн, который, кстати, работает. Это уже сверх программы чемпионата мира. А ещё рядом десятки тысяч учащихся. Представляете, родители смогут отпускать ребёнка и видеть его из окна.

 

А вы уверены, что стадион не закроют для обычных желающих побегать и заняться спортом?

Этот вопрос решён, в Донецке с этим проблем нет. Поэтому данная часть программы чемпионата мира хороша и для людей.

Более того, юношеский чемпионат мира дома обязательно должен повлечь за собой подъём собственной детской лёгкой атлетики. Мы постараемся сделать так, чтобы пошли хорошие и добрые письма о том, что страна готовится к чемпионату мира, что детей надо обеспечить базами, спортивной обувью, снарядами для метания. Подъём юношеского спорта — это беспроигрышная цель. Чем больше детей будет им заниматься, тем лучше для здоровья нации.

Взвесив все эти моменты, мы согласились подождать с чемпионатом Европы в Киеве. Его провести гораздо проще. Это всего 12 стран континента. Пускай приедут супер элитные спортсмены, но их не так много по сравнению с чемпионатом мира. Вот только в отличие от участников, ожидать большого количества зрителей не приходится. К тому же это будет в отпускной период.

 

Реклама и даже обычные афиши, только в публичных местах, а не на стройках или в тёмных переходах, могли бы несколько исправить эту ситуацию.

На чемпионате и Кубке Украины перед Олимпиадой в Афинах зрителей было очень мало, хотя мы провели прекрасные соревнования. Журналисты тогда «наехали», а я своим ответом попал в точку для нас, для лёгкой атлетики. «Пройдёт Олимпиада, и с нас никто не спросит, сколько было зрителей на трибунах. Спросят, сколько мы завоевали медалей или почему не завоевали». И все эти годы так и идёт. Одними афишами вопрос не решишь. Нужно серьёзно поработать с прессой, на телевидении, и не на одном канале. Всё это стоит бешеных денег. В нашей стране так сложилось, что сегодня обратиться с рекламой своего вида спорта бесплатно нельзя. И поверьте, я знаю, что говорю.

Но мы работаем над привлечением зрителей на трибуны. Хотим провернуть такой фокус, чтобы внутри чемпионата мира провести ещё и чемпионат Украины. В нём примут участие те наши дети, которые не смогли попасть в число участников мирового первенства. Они будут соревноваться в утренней программе на тренировочной арене. А после обеда они, приехавшие как командированные, с удовольствием придут посмотреть на «Олимпийский» на таких же юных атлетов, но уже со всего мира. Этот вопрос нужно уладить с ИААФ. Очень бы хотелось, чтобы всё получилось. Ведь зрителями детского чемпионата должны быть дети. Это одна из программ, о которой мы ещё нигде не объявляли.

 

ПАРАДОКС И ОТСУТСТВИЕ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

 

Наверняка многие команды изъявят желание пройти акклиматизацию в Украине. Одной донецкой базы вряд ли будет достаточно. Как решаете этот вопрос?

Тренировочный стадион в Кировском районе будет номером один для желающих приехать на акклиматизацию. Но более десяти стран ждать не стоит. Европе, в которой детская лёгкая атлетика наиболее развитая, нет смысла ехать. В арабских странах она слабо развита, но кто-то из богатеньких – Катар, ОАЭ – могут подъехать. США и Китай? Нет проблем. Они могут готовиться не только в Донецке, но и в Киеве. Мы предоставим условия, это ведь будет 2013 год. После Евро-2012 появится много гостиниц.

 

Как, к слову, будете решать вопрос с размещением участников? Не получится, как на некоторых чемпионатах, что команды поселят в 50 километрах от стадиона?

Мы выбрали шесть отелей. Некоторые из них ещё строятся. Но проблемы могут возникнуть, поскольку они ещё не объявили твёрдой цены, по которой смогу нас принять. Мы должны предложить достойные условия проживания, но не переходить границы разумных по мировым меркам цен. Они должны быть в определённом диапазоне, превышать который мы не имеем права. Помимо этого семь тысяч мест готовят общежития, тогда как нам нужно две. С 2012 по 2013 год в них поживут наши студенты. Наверняка нарисуют что-то на стене, но это ведь молодёжь. Хотя вопрос с отелями должен решиться в нашу пользу. Вместо того, чтобы они пустовали, мы их на десять дней заполним до крыши. Зачем им терять деньги? Тем более система размещения будет двойной. Команды имеют квоту, которую мы должны проплатить в соответствии с нашими обязанностями. Люди, приехавшие сверх квоты, будут платить за себя «живой» валютой. Это выгодно для гостиниц. Но вопрос проживания будет решаться после визита к нам ИААФ в сентябре-октябре.

 

Возможными проблемами с отелями подготовка к чемпионату мира ведь не ограничивается?

У нас есть много людей, которые отвечают за подготовку, а вот исполнителей…. грубо говоря, трое. Мы не жалуемся, но нужно создать дирекцию. Нужны люди со знанием специфики спорта и лёгкой атлетики в частности, а их нужно готовить. Эта проблема стоит острым углом, а на фоне Евро-2012 наши самые большие руководители катастрофически не хотят нас слышать. Они считают ошибкой образование дополнительного звена – агентства-2012, которое как раз было создано на государственной основе. Видимо, они нахлебались сполна. Это и из-за низкого уровня заработной платы, и из-за отсутствия грамотных специалистов в этой области внутри страны. Большие руководители вынуждены брать на себя и сами принимать множество решений. Эти «но» у них отложились в памяти, и они уже не хотят снова создавать что-то подобное. Но мы ведь не организационный комитет из 150 человек. Нам надо всего двое в этом году и пять-шесть – в следующем.

 

Но выход ведь всегда можно найти?

Есть очень простой путь — привлечение фирм и компаний, занимающихся организацией и проведением разнообразных мероприятий в области шоу-бизнеса и других направлениях. Сегодня их в Украине очень много. Мы бы их подучили и они всё сделали. Организационная работа ведь похожа. Само проведение чемпионата — это наше святое дело. В нём мы абсолютно уверены. Работа в обоих направлениях, связанных с этим, ведётся. Это реконструкция баз, на которую в Донецке деньги уже выделены, и само проведение соревнований. За это тоже не стоит волноваться. У нас прекрасный судейский коллектив, приедет ещё небольшое количество их зарубежных коллег. А вот для подготовительный работы нужно привлекать фирмы. Но парадокс в том, что за выделенные нам бюджетные деньги нельзя нанимать частные компании. Вот вам и вопрос принятия первого в истории Украины чемпионата мира. Это законодательная ситуация, кабмин её не решит.

 

А вы ставили чётко этот вопрос, объясняли всю ситуацию, не ходя вокруг да около?

Конечно. С нами в одной упряжке работают президенты Национального олимпийского комитета Сергей Бубка и Федерации лёгкой атлетики Украины Валерий Борзов. Они эти вопросы додавливают сверху. Поэтому если в ближайшее время будет открыта дирекция или агентство, наша задача немедленно броситься в Донецк, как минимум три-четыре дня в неделю поработать с этими людьми, подготовить их, обучить. Необходимо провести семинары для волонтёров, судей, служб транспорта и безопасности. А вот ежедневную работу должна будет выполнять дирекция.

Порядка десяти человек из Донецка, работающих в разных направлениях, отправятся в июле на юношеский чемпионат мира в Лилль. ИААФ познакомит их с системой во Франции, расскажет, как она работает. Это называется предварительным визитом. Так готовятся ко всем крупным международным стартам, включая Олимпиаду.

 

Сегодня национальная сборная Украины улетела на командный чемпионат Европы. О том, как едва не сорвалась поездка, какими санкциями это грозило ФЛАУ, о сокращении бюджета и об отсутствии приоритета спорта высших достижений в нашей стране речь пойдёт во второй части интервью с Валерием Александровым.

 

Ольга Николаенко. СпортГлавред