Алексей Касьянов. От Пекина до Лондона с остановкой в Тэгу.

227

Aтлет, от которого вот уже несколько лет ждут медалей на наивысшем международном уровне на чемпионате мира в Тэгу закончил соревнования на двенадцатом месте. Хотя физически был готов ну не то, чтобы совершать подвиги и бить мировые рекорды, но бороться за медаль, так уж точно. Речь идет о десятиборце Алексея Касьянове, – человеке, который в легкую атлетику попал из баскетбола, а уже после года занятий бегом и прыжками еле уговорил тренеров перевести его на многоборье. Седьмое место на Пекинской Олимпиаде, второе на зимнем чемпионате Европы, четвертое на чемпионате мира… Прогресс молодого и талантливого парня был очевиден. От него стали ожидать, требовать, пытаться помочь… И именно тогда Леше стало, мягко говоря, не везти. Вместо ожидаемого «золота» на зимнем чемпионате мира в Катаре – только шестой результат. Вместо пьедестала на прошлогоднем чемпионате Европы в Барселоне – обидное DNF. И вот теперь Тэгу… Полоса неудач очевидно как-то затянулась. И это настораживает. Потому как человек талантливый, а талантам для своих шедевров всегда нужно вдохновение, которому сейчас взяться неоткуда. Складывалось впечатление, что Лешку перед стартом просто забыли зажечь. Вышел на старт – ни огня, ни задоринки. Тянул все на зубах. На первый день десятиборья в Корее его еще как-то хватило. Со вторым было совсем туго. Почему? Именно на этот вопрос мы пытались найти ответ в разговоре с Алексеем Касьяновы по окончанию его выступления на чемпионате мира.

 

«Я еще прошлой зимой чувствовал себя уставшим от всех этих прошлогодних неудач, – опустошенным, что ли. После отдыха все наладилось, стало на свои рельсы, насколько это возможно в наших условиях. В подготовке к нынешнему чемпионату мира все шло нормально. Правда, я чувствовал, что физическое состояние у меня похуже, чем перед чемпионатом мира в Берлине. Но не настолько же! В любом случае я настраивался на очень серьезную борьбу в Тэгу. Раз я уже сюда ехал, так только драться за медаль. Но с первого же вида, как только вышел на стадион, меня словно в воду окунули. Ничего не мог с собой поделать. И не только физически. Я никак не мог «завестись», включиться в борьбу, настроиться на вид.

 

 

Это уже следствие, а хочется найти причину. Когда человек выходит на чемпионат мира в таком состоянии, что-то и где-то пошло не так? Но что именно? Психологическое давление? Акклиматизация? Не хватило времени? Недостаточные условия подготовки?

Условия? Увы, мы живем в стране, где их катастрофически не достаёт. Я сегодня вышел метать диск и опешил. Я даже не знал, какой диск в руки брать, потому что никогда в жизни таких не видел.  Один взял, он такой новый, что к руке липнет, будто с него только упаковочную пленку сняли. Не поверите, я искал в секторе какой-то старый, затертый диск с застрявшими кусками камней, чтобы хоть чем-то напоминал те снаряды, с которыми мы дома тренируемся. И что вы думаете? Не нашел! А если ты никогда не пробовал метать определенным снарядом, то с первого раза подстроиться под него очень тяжело. Я, конечно, купил себе для тренировок копье, шесты, но весь инвентарь, необходимый для хорошей подготовки, я скупить не в состоянии.

И еще… Мне кажется, нам немного не хватило времени.

Ты сейчас что имеешь ввиду? Ведь на чемпионате Украины в Донецке ты выглядел очень даже обнадёживающе.

Своей стометровкой, например, я был очень доволен. 10.50! Личный рекорд! Но… длина – провал, диск – провал… Разве что шест немного порадовал.

Знаешь, глядя в Донецке на твои прыжки, я меньше всего обращала внимание на результат. По физической форме было видно, что уже в следующей попытке ты можешь разбежаться и прыгнуть, причем довольно далеко. Складывалось ощущение, что у тебя проблемы не с физической формой или технической подготовкой, а просто с возможностью воплотить все это в реальные метры и сантиметры. Недореализованность, что ли?

В этом что-то есть. Я просто привык тренироваться, а мне уже надо побольше выступлений, соревнований, борьбы.

Ну, многоборье тоже не будешь по несколько раз в месяц делать…

Я понимаю. Но в Донецке мне надо было бы выйти и отпрыгать соревнования вместе с прыгунами в длину.

А что бы изменилось?

Настрой! Я бы завелся. Мне нужен был хоть один старт, чтобы зажечься. А то фитиль все время только искрится, а надо было, чтобы он загорелся огнем. А так на чемпионате Украины у меня было ощущение, словно я делаю обычную тренировку: три вида в первый день, три – во второй. В этом, конечно, тоже есть неоспоримая логика, когда ты выполняешь соревновательные связки. Но ощущения соревнований у меня так и не появилось. Ни в Донецке, ни на чемпионате мира в Тэгу. Всё, как на тренировке. Я действительно такие результаты показываю на тренировках, а в некоторых видах даже лучше. Но так же не должно быть на соревнованиях. Я даже не знаю, какоке определение можно дать такому выступлению.

Я помогу. Как по мне, ты прошел очень ровно и, увы, очень инфантильно весь первый день.

В точку! А второй – еще инфантильней (улыбается). А ведь технически я тут все красиво делал! Смотрю повтор своей попытки в метании копья, – технически выполнено, как на картинке. Четкая работа рук, ног, идеальный вылет копья, а результата нет. Технику я хорошо подшлифовал в отстающих видах. Но, понимаете, раньше я «дуростью» метал…

А сейчас именно этой «дурости» и не хватило?

Определённо! Та же картина была и в секторе для метания диска. Пришел, как на работу в офис, отработал без эмоций и ушел.

Звучит как-то слишком обыденно…

Звучит точно так же, как и выглядит. Да обыденно, но спортсмен должен знать, за что он работает. Но если вы думаете, что мы выступаем без патриотизма или собственных амбиций, то это чистая неправда. Но как быть, если в определённый момент ты перестаешь ощущать себя спортсменом или даже просто человеком, который хоть чего-то, но добился в жизни? Почему? Да потому что, идя в магазин, ты должен отказать себе в нужных продуктах, потому что это иногда просто непосильно для твоего бюджета. Потому что, по утрам, ты задумываешься, ехать на тренировку машиной или сэкономить на бензине и выдвинуться общественным транспортом.  Зарплата спортсмена в сборной Украины – 2000 гривен. По-моему, это просто смешно, а вернее грустно и стыдно. Ведь помимо фармакологии, хорошего питания и т.д. есть еще понятие жизненных благ. Их еще никто не отменял, тем более, что чем выше ты хочешь подняться в спорте, тем комфортнее эти блага должны быть.

Но ведь в легкой атлетике есть возможность заработать как на коммерческих стартах, так и на официальных. Вот тебе и стимул. Показывай результат и ни в чем себе не отказывай.

А что делать, если сезон просто не задался? А если, не дай Бог, травма? Год без европейских стартов, и начинаешь задумываться, а не пойти ли тебе поискать какую-то работу, если твой труд на спортивном поприще так низко оценивается государством. А сели мне завтра захочется создать семью? Вроде бы как провел лучшие годы в большом спорте, а материального подтверждения не имею. Большой спорт требует от нас больших вложений. Вот подсчитайте: два шеста – две тысячи долларов, копье – еще одна тысяча. На ровном месте – три тысячи американских денег. А это гораздо больше моей годичной зарплаты члена сборной Украины.

Увы, это проблема касается не только легкоатлетов, но и всех спортсменов в Украине…

Вот-вот. Систему отношения к спорту надо менять в корне. Иначе, мы так и будем всегда в роли догоняющих на международной арене. У нас люди спортсменов моего уровня даже в лицо не знают. Несколько раскрученных личностей, по-моему, катастрофически мало, чтобы растить на этих примерах подрастающее поколение и увлекать его спортом. Не каждый ребенок хочет стать Андреем Шевченко или Виталием Кличко. А кем еще? О других дети не слышат, а уж не видят, так это наверняка, с нашим то спортивным телевидением. Я не хочу приводить в пример какую-то страну-империю. Достаточно взять в пример маленькие европейские страны, где отношение к спорту – обзавидуешься. Почему за границей меня узнают даже пограничники в аэропортах, а в Украине даже в родном городе сведущих людей на пальцах пересчитать можно?

Давай отталкиваться от другого. Ситуация в стране по отношению к спорту не меняется уже многие годы. Конечно, ты тренируешься с надеждой, что не сегодня, так завтра станет легче и проще. А вот теперь представь, тебе открывают величайшую из тайн: ни сегодня, ни завтра ничего не поменяется. И не поменяется в принципе никогда… Услышав это, ты уйдёшь со спорта?

Если конкретно сейчас и конкретно в моей ситуации, то я бы обязательно дошел до Олимпиады в Лондоне. А если подойти к вопросу абстрактно, то, наверное, сначала попытался бы совмещать работу и тренировки. Даже если бы не получалось, то находил бы пути, изощрялся бы до последнего. Кстати, до пекинской Олимпиады у меня так и было. Я работал в детском саду обычным инструктором по физкультуре с обычной зарплатой в 400 гривен. С 7 утра до 4 вечера я отрабатывал свой рабочий день, а потом ехал на тренировку. Каждый день я работал с трех-шестилетними детками и получал от этого массу удовольствия. Плюс ко всему – учеба в Университете. Я готов был совмещать любой труд, только чтобы попасть на Олимпийские Игры. Я мечтал об Олимпиаде, я бредил ею!

Ну а когда попал, то уж постарался от души показать, чего ты стоишь…

О, да. Помню на полторашку пробежал за 4:22. В глазах все потемнело, земля из-под ног уходила, а я был в эйфории от того, что я попал на Олимпиаду! Это была моя самая главная, самая огромная мечта. В Пекин я приехал никому неизвестным украинским мальчиком, который самоотверженно боролся и царапался с мировыми грандами, чтобы занять свое седьмое место в финальном протоколе. А вернулся домой и понял, что это не нужно НИ-КО-МУ!!!

Леш, но ведь это нужно было в первую очередь тебе! Это же была ТВОЯ МЕЧТА!

Согласен, и я ее воплотил в жизнь. Сейчас уже цели выше и мечты посерьезней. Теперь хочется на олимпийский пьедестал. Но если перед Пекином мое практически детское сознание беззаботно летало в облаках, то теперь приходится думать о вещах более приземленных.

Если твои слова «я буду всё ради этого делать» перевести на спортивный язык, что сделано для того, чтобы подтянуть твои отстающие виды – метание копья и прыжки с шестом?

Технику метания копья мы отрабатывали с Кушнируком почти год, а в шесте консультировались в Ерёменко. Технически я уже исправился во многих деталях. Так что весь следующий год планомерно уже с моим тренером Дмитрием Ивановичем Льопой будем готовиться к Лондону. Поверьте, я буду делать все, чтобы моя мечта об олимпийском пьедестале осуществилась.