Игорь Гоцул: «Тренер – главная ценность легкой атлетики»

287
     Президентом Федерации легкой атлетики Украины Игорь Гоцул дал эксклюзивное интервью порталу HotSport.ua. Во второй части материала главный легкоатлет страны подробно рассказал о своей предвыборной программе и ценностях ФЛАУ.

 
ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ — ТРЕНЕР
 
     — Стоит сказать, что ваша предвыборная программа довольно обширная и при этом конкретная. В первом пункте написано: обеспечить признание тренера главной ценностью легкой атлетики. Почему вы обозначили именно это главной ценностью?
     — Да, все правильно. И это тоже наша принципиальная позиция. Тренер критически важен для любого вида спорта, и в первую очередь, для легкой атлетики. Потому что трижды талантливый спортсмен, невероятно одаренный, никогда не станет большим чемпионом, если он не будет работать с квалифицированным тренером. Именно тренер – та фигура, которая может из неприметного алмаза сделать бриллиант. Или, наоборот – может погубить талант, лишить шанса.
     Это тот момент, который далеко не всегда и далеко не для всех очевиден. Поэтому мы считали нужным на этом акцентировать внимание.
     От советской системы нам в наследство достались хорошо обученные тренерские кадры. Но тренерский корпус постепенно терял позиции. Тренеры в Украине в своем большинстве лишены мотивации. Не только финансовой, но и мотивации в признании, некого социального статуса, обеспечения условий для работы. И еще, что очень важно, они отрезаны от источников информации. Спорт развивается динамично: меняются подходы в тренировочном процессе и методиках восстановления. Мир не стоит на месте. А мы не только не смогли прибавить, а даже не сумели сохранить то хорошее, что было: журнала «Легкая атлетика» больше нет, тренерских конгрессов также практически больше нет. Не создано ни одной площадки для общения тренеров, где они могли бы высказать свои мнения по ряду вопросов. Мы хотим эту ситуацию изменить.
 
БЕЗ КОРЫСТИ
 
     — Также в программе вы говорили, что будете стремиться ликвидировать полную бесправность спортсменов и тренеров в вопросе выбора места сборов. В этой связи вопрос. В начале января сборная провела первый сбор в Португалии. Как выбирали место?
     — К сожалению, первый сбор в Португалии – это все еще реализация той программы, которая была ранее. Могу сказать, что централизованная подготовка всех легкоатлетов к новому сезону – это рудимент, который остался от старой системы. Это – крепостное право в спорте, которое должно быть ликвидировано. Очевидно, что в решениях ехать централизовано на сборы не было никакого смысла, кроме корыстных интересов отдельных лиц, которые эти сборы организовывали.
     Нужно понимать, что спортсмены и тренеры тоже люди. И когда по 8-9 месяцев они оторваны от семей, родных и близких, от возможности учиться, развиваться, проводить время с друзьями – это тяжело. Мы лишаем их довольно большой части жизни. Причем, если бы взамен предоставлялись идеальные условия для подготовки, можно было бы найти какое-то оправдание. Однако мы загоняем спортсменов и тренеров на плохо подготовленные стадионы и базы, в совковые гостиницы, в которых не работает душ. Сейчас мы разрабатываем отдельную систему, которая будет позволять спортсмену и тренеру, опираясь на результаты прошлого сезона, знать сумму, которая запланирована на их персональную подготовку. И будет возможность персонально этими средствами распоряжаться. Конечно, под контролем и с ответственностью.
 
СТО МИЛЛИОНОВ
 
     — В отчете Борзова за 2009-2012 года сказано, что расходы ФЛАУ составили 15 млн. грн. Это получается 3,7 млн. грн в год. Во-первых, насколько, по вашему мнению, эти цифры реальны. И, во-вторых, может ли ФЛАУ существовать, развиваться, готовить спортсменов и добывать медали с бюджетом 3,7 млн. грн в год?
     — Нужно понимать, что это за цифры. Сумма, о которой вы говорите – это средства, которые поступали на счет федерации и оттуда расходовались. Если под федерацией мы понимаем какой-то офис и несколько людей, которые в нем работают, то тогда эти цифры реальны. А если под федерацией мы понимаем всю легкую атлетику Украины, то ситуация совсем другая.
     Бюджет Федерации легкой атлетики состоит из большого числа компонентов. Есть часть бюджета по линии министерства и в прошлом году была сумма порядка 35 миллионов гривен. Кроме этого, отдельно был бюджет на реконструкцию спортивных сооружений. Есть бюджет, выделяемый на спортивные общества и ведомства, такие как «Спартак», «Динамо», «Колос»… Существует также легкоатлетический бюджет по линии министерства обороны, министерства внутренних дел, СБУ, областных и городских бюджетов. Это очень большие деньги, достаточно большая часть жизни страны. Сегодня вопрос не в том, чтобы увеличить бюджет, сколько в том, чтобы его оптимально и рационально использовать.
     — Можете сказать, какой сейчас бюджет ФЛАУ?
     — Это однозначно около 100 млн. грн. Это адекватная цифра для того, чтобы вид спорта мог существовать. Если мы хотим совершить прорыв и качественный скачек, мы должны сделать две вещи. Первое – навести порядок, то есть, устранить все неправильные траты, оптимизировать бюджет. И второе – просить об увеличении бюджета. Но такое моральное право у нас будет, когда наведем порядок. Мы найдем правильные решения и в ближайшее время сделаем их достоянием общественности.
 
ВМЕСТЕ С ФУТБОЛОМ
 
     — Отдельным пунктом программы написано, что ФЛАУ хочет выстроить отношения с Федерацией футбола и другими спортивными федерациями. Какие выгоды вы хотите извлечь из этого сотрудничества?
     — Выгоды очевидны. Есть много общих задач, которые перед нами стоят. Например, закон Украины про физическую культуру и спорт очень сильно устарел и требует обновлений. Изменения должны приниматься федерациями и все решения должны быть согласованными. Сама система функционирования спорта в стране малоэффективна. Все вертикали управления спорта в нашей стране не всегда работают согласованно. Например, с одной стороны мы говорим, что в стране должны существовать спортивные клубы, а с другой – продолжают работать детско-юношеские спортивные школы, в которых множество ограничений. И эти моменты одна только Федерация легкой атлетики решить не может.
     Еще один пример: заслуженный тренер Украины не получает прибавки к пенсии, а заслуженный учитель получает. Почему такая дискриминация? Мы ее хотим изменить, но только силами легкоатлетов этого не сделать.
Федерация футбола стоит отдельным пунктом, поскольку футбол и легкая атлетика «живут» на одном стадионе. В Украине стадион – это дом для двух видов спорта. И это то, что ставит ФФУ в отельную категорию. Очевидно для всех, что тот путь, который, как институция проделала ФФУ – это путь, достойный уважения. Федерация футбола Украины состоялась и сумела отстоять свое место под солнцем. И она действительно руководит видом спорта в стране. И в этом плане ФФУ достойна того, чтобы перенимать у нее опыт.
     Есть еще и банальный технический момент: возникают сложности, когда мы и футболисты одновременно планируем проведение каких-то соревнований на стадионах. Поэтому сейчас нужно синхронизировать наши календари и наши планы. Мы не хотим воевать с футболом, а стремимся вести диалог. Если Ринат Леонидович Ахметов может позволить себе содержать футбольный стадион, можем только порадоваться. Но только лишь футбольный стадион, например, в Луцке или в Кировограде – будет нелогичным решением. И наша задача, в том числе, объединить с ФФУ усилия по эксплуатации стадионов.
 
ПОЧЕТНЫЙ БОРЗОВ
 
     — В одном из своих интервью вы говорили, что Валерий Борзов всегда останется для легкоатлетов легендарным спортсменом и  управленцем с богатейшим опытом. С этим спорить невозможно. Но также вы говорите, что если Борзов захочет поделиться своими знаниями, то федерация будет рада. Не кажется ли вам, что его опыт жизненно необходим федерации и инициатива также должна исходить от вас? Например, в ФФУ после смены руководства, бывшему президенту Григорию Суркису предложили пост почетного президента. Конечно, он не может принимать решений, но обладает легитимными правами консультанта.
     — Хочу сказать, что Валерий Филиппович Борзов является почетным президентом Федерации легкой атлетики Украины с 80-х или 90-х годов, точно уже не помню. Это решение никто не отменял. И сейчас вопрос не в формальном статусе, а в реальном наполнении. К сожалению, после выборов у нас не было встреч с Валерием Филипповичем и поэтому я не могу знать о его позиции. Мы по-прежнему открыты к такому сотрудничеству. И более того, я лично считаю, что такое сотрудничество могло бы быть полезно для двух сторон. Наверное, нужно, чтобы прошло немного времени, страсти и чисто человеческие обиды, связанные с выборами, улеглись. Возможно, после этого будет проще найти точки соприкосновения.
 
ДОНЕЦКИЙ ПОДХОД
 
     — Теперь о том, что очень близко – чемпионате мира среди юношей 2013 года. У нового руководства ФЛАУ очень мало времени до начала турнира. На какой стадии подготовка? Что с инфраструктурой?
     — Конечно, приступив к обязанностям президента фдерации, я понимал, что проведение чемпионата мира – это один из главных вызовов для нас. И первое, что я сделал, приехал в Донецк для ознакомления с ходом подготовки. Я не лукавлю, когда говорю, что был поражен отношением городских властей и всех других служб, которое участвуют в подготовке чемпионата мира. Был восхищен тем задором, напором, желанием, бюджетом, временем и реальными делами, которые имеют место при подготовке этого чемпионата. Отношение Донецка – это самое главное, что может обеспечить успешное проведение чемпионата.
     Нужно признать, что далеко не все еще сделано. Многое вынуждены воплощать в жизнь с опозданием. Но это не вина Донецка, а наша вина. Могу сказать, что вопросами по чемпионату мира мы занимаемся каждый день.
Однозначно можно констатировать, что чемпионат состоится и будет проведен на хорошем уровне. Тренировочный стадион уже практически готов. Реконструкция на стадионе РСК «Олимпийский» продолжается. В конце прошлого года очень плотно работали по внесению изменений в проект стадиона. К сожалению, ранее не были учтены особенности обеспечения трансляции, работы компьютерных систем соревнований, фотофиниша… Мы все это учли. И снова не могу удержаться от благодарности областной раде, которая очень быстро внесла правки в статьи бюджета на проведение чемпионата мира. Мы планируем, что все работы на стадионе будут завершены к 15 мая.
 
ПРЕЗИДЕНТСКИЙ УКАЗ
 
     — В случае успеха Украина может рассчитывать когда-либо принять этап «Бриллиантовой лиги»?
     — Не только сможет, но мы будем прилагать усилия для того, чтобы так и произошло. Мы уже внесли изменения в календарь текущего года, где запланировали проведение в Донецке национальных коммерческих соревнований. На следующий год будем подавать заявку на проведение международных европейских соревнований. И за несколько лет, если планы будут реализованы, сможем выйти на уровень проведения этапа «Бриллиантовой лиги». Но у нас есть амбиции приглашать и другие соревнования, такие, как взрослый чемпионат Европы.
     — Какой главный совет вы бы дали людям, которые хотят добиться больших высот в жизни?
     — Знаете, что отличает чемпионов от талантливых людей? Талантами обладают очень многие люди, а чемпионами становятся единицы. Потому что такие люди способны сделать сверхусилие тогда, когда нет сил, нет надежды и легко оправдать свою слабость. Думаю, в умении сделать сверхусилие заключается залог успеха и больших достижений.
     — И мой традиционный последний вопрос. Представьте, что вы на 10 минут стали президентом Украины и у вас есть возможность подписать один единственный указ, который может реально что-то изменить в стране. О чем будет этот указ?
     — Это будет указ об утверждении программы развития легкой атлетики в Украине. Все остальное будет вторым указом.
Сергей Абрамов, hotsport.ua
Попередня статтяИгорь Гоцул: «Спорт и искусство повлияли на мой характер»
Наступна стаття«Різдвяні старти»: повернення Лобанової та далекий політ Мохнюк